Культурный норматив школьника

Всероссийский проект «Культурный норматив школьника» реализуется с целью вовлечения детей в культурную среду через посещение учреждений культуры и знакомство с информационными ресурсами о культуре. Участие в проекте позволит школьникам получить дополнительные гуманитарные знания, развить креативное мышление и метапредметные навыки.

Цель проекта: вовлечение детей в культурную среду через посещение учреждений культуры и знакомство с информационными ресурсами о культуре.

Проект направлен на духовное развитие школьников, воспитание эстетического чувства и уважения к культурному наследию России. В ходе реализации Проекта дети будут знакомиться с лучшими образцами театрального, музыкального, изобразительного искусства, кинематографии, литературы, народной культуры.

В результате школьники смогут развить творческие компетенции путем участия в мастер-классах, общения с деятелями культуры и погружения в информационные ресурсы о культуре.

Проект реализуется в трех блоках: «Культпоход», «Культурный клуб» и «Цифровая культура». Каждый из них реализует одну из форм общения с произведениями искусства посредством различных видов организации такого общения: «живой звук», «креативное погружение» и мультимедийная форма. Все названные формы предполагают установление связей между «чувственной тканью» и художественно-выразительными средствами конкретного произведения (произведений) через построение ассоциативных рядов, сравнение и сопоставление произведений, близких по тематике, мотивам и сюжету.

Так как проект направлен на ознакомление школьников с основными вехами развития отечественной и мировой архитектуры, воспитание любви к своему городу, станице, интересу к его архитектуре, формированию бережного отношения к произведениям архитектуры и культурным ценностям в целом, приобщению к народной культуре, предлагаем при изучении обществоведческих дисциплин и регионального компонента использовать такие формы работы как экскурсионные маршруты своего муниципального образования.

При изучении архитектуры разного периода предлагаем посещение интересных с архитектурной точки зрения мест: исторического центра собственного города, станицы (краеведческого музея), интересных инженерно-архитектурных сооружений (например, плотины, каскадов прудов на территориях старых усадебных комплексов, мостов), исторических мест в непосредственной близости к родному городу, станице: старых монастырских, храмовых и усадебных комплексов, городской крепости, парка на территории города, поселения. Тематика выездных мероприятий может быть расширена.

По окончании экскурсии можно провести лекции с показом репродукций произведений отечественной и мировой архитектуры с последующим обсуждением, привлечь школьников к участию в викторинах, выполнению индивидуальных или коллективных творческих заданий.

Учащимся будет интересно воссоздать на бумаге сомасштабные фасады зданий культурного назначения (памятников культуры), требующих ремонта или охраны, и направить их в муниципальные органы власти с предложениями по сохранению данных объектов.

Эту форму работы можно реализовать при изучении таких тем, как:

6 классе (история) «Архитектура средневековой Европы» ;

10-11 класс (история) «Памятники архитектуры и скульптуры периода СССР»;

 7 класс (обществознание) «Права и обязанности граждан»;

Применяя информационно-технические возможности,  познакомить учащихся с современными тенденциями в садово-парковом искусстве с видео-презентацией о необычных садах (например, о «Скульптурном саде Бруно Торфса» в Австралии, «Затерянных садах Хелиган» (Великобритания), «Парке Франциско Альварадо» в Коста-Рике, «Кёкенхофе или Саде Европы» в Нидерландах). После знакомства с современным искусством школьники могут выполнить творческое задание по созданию инсталляции в школьном дворе или саду, процитировав и расширив известную дизайнерскую идею (например, установка в саду дождевых зонтиков, производящих впечатление необычной садовой растительности).

Также возможно знакомство школьников с архитектурными стилями для развития навыков различия архитектурных стилей по принципу: «чего-то мало, а чего-то — много» (например, в романском стиле у строений поверхности стены — много, а окон — мало; и наоборот, в готическом стиле у строений поверхности стены — мало, а окон — много). Данную форму работы можно реализовать, используя интернет-ресурсы при изучении таких тем, как:

10-11 класс (обществознание) «Основные направления в искусстве и массовая культура»);

7 класс (история) «Культура XV века»;

9 класс (история) «Культурное наследие XIX – начала XX века»;

10 класс (обществознание) «Искусство».

После знакомства школьников с основными вехами развития отечественной и мировой архитектуры и формирования понимания культурной ценности произведений архитектуры учитель может провести творческое занятие по ознакомлению с архитектурными стилями: школьники рисуют на бумаге части фасадов зданий в различных архитектурных стилях (по примерам — изображениям памятников архитектуры), вырезают индивидуальные рисунки и произвольно составляют из них изображение фасада единого здания. Направлено занятие на закрепление представлений об архитектурных стилях и знакомство с понятием эклектики (соединения элементов разнородных стилей) в архитектуре.

В урочной деятельности данную форму можно применить в следующих темах:

9 класс (история) «Русская культура второй половины XIX – начало XX в.»;

6 класс (обществознание)  «Потребности человека».

Также можно провести аналогичное занятие, но в другой форме: школьники рисуют на бумаге фасады зданий в одном из архитектурных стилей (по примерам — изображениям строений, принадлежащим к одному архитектурному стилю) и формируют из изображений улицу, представляют, как протекала жизнь на такой улице, кто мог там жить и т.д.

Проводя творческое занятие можно предложить школьникам по опубликованным материалам (или в краеведческом музее) изучить историю того или иного памятника архитектуры местного или регионального значения и представить своё исследование на культурном клубе. Направлено такое занятие на расширение кругозора и знаний по истории родного края.

Так как учащиеся не всегда хорошо знакомы с современным искусством, данную форму работы можно использовать при изучении следующих тем:

11 класс (история) «Новые направления в искусстве во второй половине XX – начале XXI века»;

11 класс (обществознание) «Молодежь в современном обществе».

Особенностью освоения культурных нормативов является возможность опереться на деятельность учреждений культурно-досугового типа, при которых существуют народно-певческие, хореографические и инструментальные коллективы фольклорной направленности, а также кружки по различным видам декоративно-прикладного искусства. Второй особенностью следует считать организуемые повсеместно праздники, фестивали и конкурсы народной культуры по различным направлениям, а также существующие у многих народов России традиционные обряды, сохраняющиеся в живом бытовании. Степень вовлеченности учащихся в эту деятельность может определять культурные компетенции и дифференциацию по итоговому уровню освоения программы.

Возможно посещение учреждений культурно-досугового типа, домов детского творчества и школ искусств в ваших муниципалитетах, где можно посетить мастер-классы и пообщаться с талантливыми педагогами, художниками (скульпторами), познакомиться с основными направлениями современного искусства, узнать об основных этапах создания произведения искусства (а также об инструментах, материалах). Данный вид работы можно использовать на уроках по следующим  темам и предметам:

6 класс (обществознание) при изучении следующих тем: «Человек и его деятельность», «Человек славен добрыми делами»;

10-11 класс (обществознание) «Познание мира», «Духовная сфера жизни общества»;

9 класс (история)  «Культура России в первой половине XIX века», «Культура России во второй половине XIX века»;

10 класс (кубановедение) «Культура кубанского казачества во второй половине XIX в.»,  11 класс «Культура Кубани в советский период».

В связи с этим предлагаем использовать форму непосредственного участия учеников в различных мероприятиях, которые организуются учреждениями культурно-досугового типа с целью практического освоения различных форм народной культуры.

Также можно организовать посещение репетиций и занятий профессиональных (любительских коллективов района/края).

Посещение данных мероприятий в рамках преподавания дисциплины «Кубановедение» вызовет интерес у учеников 5-11 классов, позволит им понять и увидеть особенности региональной культуры и многообразие её форм.

В процессе преподавания курса «История» также можно использовать данную форму работы при изучении следующих тем:

11 класс «Культура СССР в 1945-1964 г», «Культура СССР в 1964-1991 гг.»;

11 класс «Образование, наука и культура России в конце XX – начале XXI вв.».

В процессе знакомства с миром музея на территории школы, муниципалитета, края учащиеся узнают, как происходит пополнение музейных фондов, какую важную роль играют коллекционеры в сохранении культурного наследия, что побуждает их собирать и дарить свои уникальные коллекции или отдельные предметы музеям (монеты, марки, произведения искусства).

Предлагаем использовать в  рамках учебных занятий и внеурочной деятельности  сайты культурно-образовательной направленности.

Сайт Культура.РФ (портал культурного наследия, традиций народов России) предлагает ряд материалов, которые могут помощь учителю в культурно-образовательном процессе. Во вкладке «Музеи» можно найти интересные факты о создании произведений искусства, биографии художников, историю русского меценатства и подборки музейных коллекций, а также каталог музеев и виртуальные туры.

Вкладка «Архитектура» может поделится историей культурных памятников, биографиями архитекторов, которые строили известные здания по всей России, и виртуальными экскурсиями по историческим объектам. А также каталогом знаменитых зданий и известных русских усадеб, словарем архитектурных терминов и новостями из мира архитектуры.

Вкладка «Образы России» покажет главные достопримечательности городов России — исторические здания и национальные парки, древние городища и самые известные музеи, многие из которых находятся под охраной ЮНЕСКО. Будут интересны культурные гиды по городам (тем, кто не может выезжать из региона) — виртуальные экскурсии, инфографики с актуальными фактами и живописные фото достопримечательностей России.

В разделе «Традиции» можно узнать, что такое «водить танки», как правильно готовить каравай на «кукушкины именины» и как менялись русские традиции в веках. Также здесь описаны храмы разных конфессий — с географическими маршрутами по святыням и рассказами о религиозных праздниках.

Сайт «Хронос» как крупнейший в России исторический портал содержит материалы, относящиеся к российской и мировой истории. Учитель может почерпнуть много интересной информации по истории и культуре России на разных этапах её политического развития и познакомить учащихся.

Сайт телеканала «Культура» дает возможность использовать цикл документальных программ, который открывает зрителям мир российских этнографических ценностей, рассказывает о традиционных народных искусствах и ремеслах, их особенностях, специфике каждого мастерства, исконных и современных чертах, которые позволяют народному творчеству быть феноменом искусства.

Сайт Национальной электронной библиотеки, в котором содержатся актуальные издания, отобранные экспертами и востребованные школьниками, студентами, учеными и исследователями, а также широкими слоями пользователей, необходим как возможность приобщиться к систематизированному, проверенному и современному знанию. Пользователи библиотек могут получить свободный доступ ко всей совокупности объектов НЭБ, включая охраняемые авторским правом. При этом более двух третей фонда НЭБ можно свободно читать на портале НЭБ или с помощью мобильных приложений.

Разнообразные видеоматериалы предоставляет крупнейший видео-сайт УouТube. Например, видеоматериал «Народные промыслы и ремесла», который позволит школьникам приобщится к народной культуре.

Полнометражные фильмы или сериалы также могут заинтересовать учащихся. Например, сериал «Тайны дворцовых переворотов». Сюжет исторического приключенческого телевизионного сериала «Тайны дворцовых переворотов» посвящен эпизодам российской истории, когда власть, выпавшую из рук умершего императора, пытались захватить все, кто считал это возможным.

 Сайт Первого канала предлагает фильм «Время первых». Фильм повествует о первом выходе советского человека в открытый космос. Сюжет может мотивировать учащихся на изучение истории освоения космоса.

Таким образом, используя указанные формы работы, учитель будет способствовать развитию у учащихся творческих навыков, формированию системы представлений о смысловых основах традиционной народной культуры, познакомит школьников с произведениями народной региональной культуры и искусства, уникальной историей нашего многонационального края. Все указанные мероприятия должны содействовать духовному и культурному развитию школьников, воспитанию эстетического чувства и уважения к культурному наследию России.

Интернет-ресурсы

  1. Сайт Культура.РФ. https://www.culture.ru/
  2. Пряничный домик [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tvkultura.ru/brand/show/brand_id/21745/
  3. Национальная электронная библиотека. https://rusneb.ru/
  4. Народные промыслы и ремесла России https://www.youtube.com/watch?reload=9&v=HPa6_YPxE7o
  5. Портал видео-лекций по архитектуре и дизайну. http://architime.ru/video.htm.
  6. Сайт Хронос http://www.hrono.ru/index.php
  7. Сайт Культура.РФ. Архитектура https://www.culture.ru/architecture
  8. Сайт Культура.РФ. Музеи. https://www.culture.ru/museums
  9. Сайт Культура.РФ. Образы России. https://www.culture.ru/russia?locale=1
  10. Сайт Культура.РФ. Традиции. https://www.culture.ru/traditions
  11. Музей им. Фелицына. Передвижные планшетные выставки https://felicina.ru/peredvizhnye-vystavki/
  12. Кубанский казачьи хор в Государственном кремлёвском дворец (2016 г.) // https://www.youtube.com/watch?v=5hU8dDOxQ4I
  13. Кубанская казачья вольница Крушина // https://www.youtube.com/watch?v=aAOIT7ajIaQ
  14. Кубанская казачья вольница Трава и танец Казачья лезгина // https://www.youtube.com/watch?v=dSpj9PyKH40
  15. Русский танец «Лето». Балет Игоря Моисеева // https://www.youtube.com/watch?v=MOzJDPRulvM
  16. Ансамбль Игоря Моисеева. Концерт в Кремле 2010 // https://www.youtube.com/watch?v=7LexMs1sCOs
  17. Ансамбль Берёзка – Концерт // https://www.youtube.com/watch?v=NF2giqxocL8
  18. Ансамбль Берёзка – Концерт // https://www.youtube.com/watch?v=NF2giqxocL8
  19. Концерт ансамбля песни и пляски им. А.В. Александрова // https://www.youtube.com/watch?time_continue=1&v=ExoTUk8tBzE
  20. Ансамбль песни и пляски им А.В. Александрова 2016 г. Концерт в Большом Театре «Александровская песня» / https://www.youtube.com/watch?v=g02SDPxHVFw Большой юбилейный концерт, посвященный 90-летию академического ансамбля песни и пляски им. А.В. Александрова / https://russia.tv/brand/show/brand_id/63686

Музеи и дворцово-парковые ансамбли:

  1. Виртуальные прогулки по ГМИИ им. А.С. Пушкина / http://virtual.arts-museum.ru/
  2. Изобразительное искусство Российской империи 2-й половины XIX века, часть 1 // https://www.youtube.com/watch?v=YoksylVDvIQ
  3. «История усадеб», усадьба Царицыно, Часть 1. Полный экран / https://www.youtube.com/watch?v=OaIt-C3DW00
  4. Музеи России: Третьяковская галерея (2008) // https://www.youtube.com/watch?v=9Q7Q4XIO0AU
  5. Петергоф — Виртуальная аудиоэкскурсия по Нижнему парку / https://www.youtube.com/watch?v=3427p2i35mw
  6. Официальный сайт Государственного Эрмитажа. [Электронный ресурс]. — URL: http://www.hermitagemuseum.org/
  7. Официальный сайт Русского музея. [Электронный ресурс]. — URL: http://www.rusmuseum.ru/
  8. Официальный сайт Третьяковской галереи. [Электронный ресурс]. — URL: http://www.tretyakovgallery.ru/
  9. Официальный сайт Государственного исторического музея (Исторический музей). [Электронный ресурс]. — URL: http://www.shm.ru/
  10. Русский музей Императора Александра III // https://www.youtube.com/watch?v=Wxplet8jBKg
  11. Царское Село. Екатерининский Дворец. Санкт-Петербург / Туристический / Научно-познавательный / https://www.youtube.com/watch?v=_NdyrVMiiPU
  12. Эрмитаж. Зимний Дворец / https://www.youtube.com/watch?v=xi7IubmcA8Q
  13. Эрмитаж. Экскурсия по музею // https://www.youtube.com/watch?v=bjEUvs-QEg4

Фильмы:

  1. Время первых // https://ctc.ru/projects/filmi/vremya_pervyh/
  2. Гагарин. Первый в космосе. Художественный фильм // https://www.youtube.com/watch?v=N074pWMEMj8
  3. Дело Декабристов. Все серии! Полная версия фильма. Документальная Драма. Star Media / https://www.youtube.com/watch?v=JXodxmhJibE
  4. Михайло Ломоносов // https://www.culture.ru/movies/347/mikhailo-lomonosov

5.Романовы(сериал) / https://rutube.ru/video/8b9a746e002f6b182420282ccc09952b/?pl_type=source&pl_id=12042

  1. Россия молодая // https://rosserial.be/726-rossija-molodaja.html

7.Тайны дворцовых переворотов / http://kinoboom.su/index.php/tv-series/item/7728/tajny-dvortsovykh-perevorotov

8.Укрощение огня // https://www.kino-ussr.ru/1124-ukroschenie-ognya-1972.html

Школьные мероприятия

ТОРЖЕСТВЕННО – ПАМЯТНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ, ПОСВЯЩЕННОЕ ВХОЖДЕНИЮ В ХРАМ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ

В рамках проекта Культурный норматив школьника, учащиеся 5-х классов посетили торжественно – памятное мероприятие,  посвященное вхождению в храм Божьей Матери. Великий христианский праздник Введение (входа) во

Читать полностью »
ТАМ ГДЕ ДРУГИЕ ГОВОРЯТ
"НЕ МОГУ" МЫ РИСУЕМ ЛИНИЮ СТАРТА
Управление образованием телефон доверия:
+7-952-860-58-45

Единый общероссийский номер детского телефона доверия 8-800-2000-122

Почта доверия  school2@uslab.kubannet.ru 

Уважаемые родители!

Свои отзывы о работе школы Вы можете оставить на сайте 

Наш адрес

Адрес:

Краснодарский край, Усть-Лабинск, ул.Позиционная 171

Контакты

Директор
 
 
Телефон школы :
 
Адрес электронной почты:

school2@uslab.kubannet.ru