1.     Общие положения

1.     Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации  «Об образовании» п. 2.7 ст. 32., письмом ДОН Краснодарского края от 06.04.2010 г. № 47-3315/10-14.

2.     Рабочие программы по учебным предметам являются средством фиксации содержания образования на уровне учебных предметов (предусмотренных учебным планом школы для обязательного изучения), факультативных и групповых занятий учащихся, дополнительного образования и на уровне индивидуальных образовательных траекторий учащихся. Разработка и утверждение рабочих программ по обязательным учебным предметам, элективным и факультативным курсам относятся к компетенции образовательного учреждения и реализуются им самостоятельно.

2. Разработка рабочей программы

1Рабочие программы по учебным предметам составляются на основе:

 — примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования;

 — примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования  и авторских программ;

 — примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования и материалам авторского учебно-методического комплекта (при отсутствии соответствующих авторских программ к линии учебников, имеющихся в федеральном перечне).

  2. Рабочие программы, как и примерные программы, составляются на ступень обучения (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование) или на один учебный год.

Утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) осуществляется коллегиальным органом управления общеобразовательным учреждением.

Рабочая программа учебного предмета может быть единой для всех работающих в данной школе учителей или индивидуальной.

Рабочая программа учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) является основой для создания учителем календарно — тематического планирования учебного курса. В случае если в примерной программе или в авторской программе не указано распределение часов по разделам и темам, а указано только общее количество часов, учитель в рабочей программе распределяет часы по разделам и темам самостоятельно, ориентируясь на используемые учебно-методические комплекты.

3. Структура   рабочей программы

В зависимости от степени корректировки примерной или авторской программы, структура рабочей программы может быть двух видов:

1.Рабочая программа 1 вида составляется

         — если примерная или авторская программа по предмету в полном объеме является рабочей программой;

         — если в примерной учебной программе (или авторской программе, составленной на основе примерной) не указано распределение часов по темам или годам изучения учебного курса, а имеется только количество часов по разделам на несколько лет изучения. В этом случае учитель распределяет часы каждого раздела по учебным годам и темам самостоятельно и составляет рабочую программу 1 вида.

Структура рабочей программы 1 вида.

    Титульный лист.

1. Пояснительная записка

Указать примерную или авторскую программу, на основе которой составлена данная программа.

Таблица тематического распределения количества часов:

— если рабочая программа составлена на ступень обучения

№ п/пРазделы, темыКоличество часов
Примерная или авторская программаРабочая  программа по классам
5 кл.6 кл.7 кл.8 кл.9 кл.
        
        
        

— если рабочая программа составлена на один учебный год

№ п/пРазделы, темыКоличество часов
Примерная или авторская программаРабочая  программа
    

2.Содержание обученияперечень практических работ, требования к подготовке учащихся по предмету в полном объеме совпадают с примерной (авторской) программой по предмету.

         Возможно дословное повторение приведенного выше текста п.2 учителем в рабочей программе. Содержание учебного курса, требования к подготовке учащихся и практические работы в рабочую программу из примерной (авторской) программы не дублируются.

3.Список рекомендуемой учебно-методической литературы

         Список литературы должен содержать используемый учителем учебно-методический комплект (УМК) с обязательным указанием учебников для учащихся.

2.Рабочая программа 2 вида составляется

—         количество часов в учебном плане образовательного учреждения не совпадает с количеством часов в примерной учебной программе (более чем на 6 часов в год) вне зависимости от количества учебных недель в конкретном общеобразовательном учреждении (34 или 35 учебных недель);

—         производится корректировка авторской программы в плане изменения числа тем, последовательности их изложения, перераспределения часов, отводимых на изучение тем;

—  есть необходимость разработать интегрированный курс, включающий два и более предметов. Рабочую программу по интегрированному курсу разрабатывают с учетом наибольшего взаимопроникновения тем учебных предметов, входящих в интегрированный курс;

     — рабочие программы по элективным, факультативным и дополнительным образовательным курсам для детей составлены на основе учебной литературы при отсутствии авторской программы и учебно-методического комплекта.

         .

Структура рабочей программы 2 вида.

    Титульный лист

1. Пояснительная записка

Указать цели и задачи обучения предмету;  примерную или авторскую программу (или программы), на основе которой составлена данная программа; причины ее составления и отличие от примерной (авторской) программы.

Таблица тематического распределения количества часов:

— если рабочая программа составлена на ступень обучения

№ п/пРазделы, темыКоличество часов
Примерная или авторская программаРабочая  программа по классам
5 кл.6 кл.7 кл.8 кл.9 кл.
        

— если рабочая программа составлена на один учебный год

№ п/пРазделы, темыКоличество часов
Примерная или авторская программаРабочая  программа
    

2.Содержание обучения

Перечислить изучаемые разделы и темы с указанием числа часов по разделам и темам, которые будут изучаться при раскрытии этого раздела и темы.

3.Перечень практических работ

При необходимости

4.Требования к подготовке учащихся по предмету

         Перечислить требования в соответствии с примерной  учебной программой или примерными  учебными программами (для интегрированного курса).

5.Список рекомендуемой учебно-методической литературы

         Список литературы должен содержать используемый учителем учебно-методический комплект (УМК).

приложение1.

Образец титульного листа

__________________________________________________________

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

__________________________________________________________

(полное наименование образовательного учреждения)

УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол №__

от ______20__   года

Председатель педсовета

  _____________         ______

       подпись руководителя ОУ            Ф.И.О.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

По    _____________________________________________________________

(указать предмет, курс, модуль)

Ступень обучения (класс) ____________________________________________     

                     (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)

Количество часов _________              

Уровень __________________________

 (базовый, профильный)            

Учитель    _________________________________________________________

Программа разработана на основе __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)

  

                            приложение2.

             Согласовано

заместитель директора по УВР

__________________________

«___» __________ 20___  года

__________________________________________________________

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

__________________________________________________________

(наименование образовательного учреждения)

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

по _____________________________________________________

(указать предмет, курс, модуль)

Класс    _______________________________________________________________________

Учитель ______________________________________________________________________

Количество часов: всего ___________ часов; в неделю ___________ часов;

Планирование составлено на основе рабочей программы _____________________________________________________________________________

(указать ФИО учителя, реквизиты утверждения рабочей программы с датой)

НомерурокаСодержание(разделы, темы)КоличествочасовДаты проведе­ния(даты по неделям)*Оборудование урока
Указатьномеруроканапротивтем,которыебудутна нём изучаться1. Указать раздел1. Указатьобщее количество часовУказать даты по неделям, когда будет изучаться данная тема,например: 14.09-19.09.09 *вместо одной колонки (даты проведения по неделям) возможна запись в две колонки(план, факт) с конкретными датами1. Указать карты, таблицы, карточки, лабораторное оборудование, технические средства обучения и др. оборудование, используемое для обучения на данном уроке
2. Указать темы, которые будут изучаться при раскрытии данного раздела, а также практические и контрольные работы2. Указать количество часов, отводимое на изучение данной темы, а также на проведение практических и контрольных работ
 ИТОГО:_____ час.__к/р, __л/р___ пр/р