1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Настоящее Положение определяет цели, задачи и функции классных руководителей МАОУ СОШ № 2. Положение составлено на основе районного положения о классном руководителе муниципальных общеобразовательных учреждений, в соответствии с приказом Министерства образования и науки от 03.02.2006 Ч 21 «06 утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждении», Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 ) 196 «06 утверждении типового положения об общеобразовательном учреждении», Письмом Минобразования России от 21.06.20001] 480/30-16 «0 методических рекомендациях по организации деятельности классного руководителя в общеобразовательных учреждениях», приказом департамента образования и науки Краснодарского края от 12 апреля 2006 года К 01.5/1360 «06 утверждении Примерного положения о классном руководителе в образовательных учреждениях Краснодарского края». 

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ 
2. 1. Цели деятельности классного руководителя — создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе. 
2.2. Задачи деятельности классного руководителя: — формирование и развитие коллектива класса; 
— создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных особенностей; — формирование здорового образа жизни; — организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса; — защита прав и интересов обучающихся; — организация системной работы с обучающимися в классе;воспитывающей деятельности коллектива класса; — защита прав и интересов обучающихся; — организация системной работы с обучающимися в классе; гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками; 
— формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров; организация социально значимой, творческой деятельности обучающихся. 

З. ФУНКЦИИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ 

Организационно-координирующие: 
— обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей; — установление контактов с родителями, ИЛИ ИНЫМИ законными представителями, оказание им помощи в воспитании; 
— взаимодействие с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения; — организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общеобразовательного учреждения; — организация воспитательной работы с обучающимися; — стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся; 
— взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса, в том числе в системе дополнительного образования детей; — планирование, организация и контроль отдыха, оздоровления и занятости учащихся в каникулярный период; взаимодействие с органами системы профилактики по предупреждению правонарушений и аддитивного поведения (наркомания, алкоголизм, правонарушения и другое) среди учащихся, решению проблем детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; — организация питания учащихся; — содействие вовлечению учащихся в школьное ученическое самоуправление; -осуществление контроли за внешним видом учащихся (сменная обувь, единая школьная форма); — ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, планирование работы классного руководителя, проверка дневников обучающихся и др.) 
3.3. Коммуникативные: 
— регулирование межличностных отношений между обучающимися; — установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися; — содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса; — оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств. 
3.4. Аналитические;

3.5.Контрольные: 
— контроль за успеваемостью каждого обучающегося; — контроль за посещаемостью учебных занятий обучающихся. 

4. ФОРМЫ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ


Классный руководитель является организатором разнообразных видов жизнедеятельности детей: 
4.1. Познавательной, которая расширяет кругозор школьников, приобщает их к чтению, развивает любознательность, формирует потребность в образовании, способствует интеллектуальному развитию и овладению научными знаниями. 
4.2. Трудовой, направленной на создание, сохранение, приумножение материальных ценностей в виде самообслуживающего, общественно полезного и производительного труда, сочетающего бескорыстную и оплачиваемую работу и тем самым формирующего уважительное отношение к материальным ценностям как средству существования человека. 
4.3. Художественной, развивающей чувственные мироощущения, потребность в прекрасном, способность к художественному мышлению и тонким эмоциональным отношениям и стимулирующей художественную самодеятельность школьника 
4.4. Спортивной, культивирующей здоровый образ жизни, формирующей силу, выносливость, пластичность и красоту человеческого тела. 
4.5. Общественной, содействующей социализации школьника, приобщающей его к активному преобразованию действительности. 
4.6. Ценностно-ориентированной, направленной на рациональное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей мира, на осознание личностной причастности к миру во всех его проявлениях. 
4.7. Свободного общения, осуществляемого как досуг школьников, когда их общение освобождено от предметной цели и когда содержанием и целью их деятельности является общение с «другим человеком» как ценностью. 
4.8. В работе с конкретным коллективом учащихся классный руководитель изменяет содержание и соотношение видов деятельности школьников в зависимости от их возраста и уровня воспитанности. Он учитывает также особенности социальной обстановки в стране и конкретные условия школы, класса. 
4.9. Классный руководитель должен владеть палитрой форм организуемой деятельности. Необходимо отметить, что количество форм коллективной, группой и индивидуальной деятельности учащихся безгранично. Классный руководитель должен обладать методическим запасом образованных, распространенных в практике школьного воспитания и наиболее популярных форм работы со школьниками, особенно дискуссионных, игровых, состязательных творческих и др.

5. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ 
5.1. Классный руководитель принимает во внимание уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфику семейных обстоятельств. 
5.2. для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка классный руководитель осуществляет взаимодействие всех участников образовательного процесса. 
5.3. В процессе своей деятельности классный руководитель взаимодействует с учителями-предметниками, представляет интересы своих родителей обучающихся (законных представителей), вовлекает обучающихся во внеклассную работу, дополнительное образование. 
5.4. Совместно с педагогом-психологом, социальным педагогом классный руководитель изучает индивидуальные особенности обучающихся, процесс их адаптации в микросоциуме (классном коллективе), координирует связь педагога-психолога, социального педагога с родителями (законными представителями), анализирует развитие коллектива класса, определяет творческие, интеллектуальные, познавательные возможности детей. 
5.5. Классный руководитель сотрудничает с педагогами 
дополнительного образования, педагогами-организаторами, способствует включению школьников в различные творческие объединения по интересам.внеклассную, внешкольную каникулярную работу. 
5.6. Классный руководитель взаимодействует с социальным педагогом, организует социально значимую деятельность обучающихся, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, социальных проектов. 
5.7. В своей работе классный руководитель постоянно заботится о здоровье детей, способствует формированию отношения к нравственным идеалам, этическим нормам поведения. 
5.8. Формы работы классного руководителя определяются, исходя из педагогической ситуации, сложившейся в школе и данном классе, традиционного опыта воспитания; степень педагогического воздействия — уровнем развития личности обучающегося, сформированностью классного коллектива. 
5.9. Особое место в деятельности классного руководителя занимает классный час как форма непосредственного общения педагога с детьми, в ходе которого могут решаться моральные, нравственные и другие проблемы. Классный час проводится не реже 1 раза в неделю. 
5.10. Классный руководитель играет ведущую роль во взаимодействии образовательного учреждения и родителей (законных представителей), организует консультационную работу с родителями по различным вопросам воспитания, обучения, соблюдения прав обучающихся. 
5.11. Классный руководитель проводит родительские собрания.

Родительское собрание проводится не реже 1 раза в четверть.

5.            КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ 
6.1. Основнымигруппами критериев оценки функций классного руководителя являются деятельность и результативность. 
6.2. Критерии деятельности позволяют оценить реализацию управленческих функций классного руководителя (уровень проведения мероприятий, наличие системы воспитательной работы в. классе, взаимодействие всех участников образовательного процесса в данном классе, а также с учебно-вспомогательным персоналом, различными социальными институтами, организация питания). 
6.3. Критерии результативности отражают уровень достижения обучающимися в социальном развитии (уровень общей культуры и дисциплины, их гражданской зрелости). 
6.4. Основным критерием оценки работы классного руководителя является реальный рост воспитанности, общей культуры учащихся класса. В оценке уровня воспитанности отдельно взятого ребенка классный руководитель ориентируется на идеальную модель всесторонне развитой личности, т.- е. личности, у которой сформированы интеллектуальные, физические, нравственные, эстетические и трудовые качества, наблюдается целостность бытия, сознания и самосознания, сформированы чувства, воля и правильное поведение. Задача классного руководителя — установить меру соответствия реального образа школьника идеальной модели, выражающей цели воспитания. 
6.5. Положительно оценивается воспитательный процесс тогда, когда получаемые результаты фиксируют повышение уровня воспитанности к выпускному классу, а общий результат много выше показателей младших и подростковых классов. Определённым критерием является и уровень зрелости классного коллектива, а также активная позиция классного руководителя в жизни школы. 
6.6. Примерные критерии оценки профессионального уровня классного руководителя содержат следующие направления: 
— деятельность классного руководителя по организации воспитательной работы с учащимися; 
— совместная деятельность классного руководителя с учителями, работающими в классе; 
взаимодействие классного руководителя с родителями и общественностью по воспитанию учащихся.