1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящее Положение определяет цели, задачи и функции классных руководителей МАОУ СОШ № 2. Положение составлено на основе районного положения о классном руководителе муниципальных общеобразовательных учреждений, в соответствии с приказом Министерства образования и науки от 03.02.2006 Ч 21 «06 утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждении», Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 ) 196 «06 утверждении типового положения об общеобразовательном учреждении», Письмом Минобразования России от 21.06.20001] 480/30-16 «0 методических рекомендациях по организации деятельности классного руководителя в общеобразовательных учреждениях», приказом департамента образования и науки Краснодарского края от 12 апреля 2006 года К 01.5/1360 «06 утверждении Примерного положения о классном руководителе в образовательных учреждениях Краснодарского края».
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
2. 1. Цели деятельности классного руководителя — создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.
2.2. Задачи деятельности классного руководителя: — формирование и развитие коллектива класса;
— создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных особенностей; — формирование здорового образа жизни; — организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса; — защита прав и интересов обучающихся; — организация системной работы с обучающимися в классе;воспитывающей деятельности коллектива класса; — защита прав и интересов обучающихся; — организация системной работы с обучающимися в классе; гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками;
— формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров; организация социально значимой, творческой деятельности обучающихся.
З. ФУНКЦИИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Организационно-координирующие:
— обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей; — установление контактов с родителями, ИЛИ ИНЫМИ законными представителями, оказание им помощи в воспитании;
— взаимодействие с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения; — организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общеобразовательного учреждения; — организация воспитательной работы с обучающимися; — стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся;
— взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса, в том числе в системе дополнительного образования детей; — планирование, организация и контроль отдыха, оздоровления и занятости учащихся в каникулярный период; взаимодействие с органами системы профилактики по предупреждению правонарушений и аддитивного поведения (наркомания, алкоголизм, правонарушения и другое) среди учащихся, решению проблем детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; — организация питания учащихся; — содействие вовлечению учащихся в школьное ученическое самоуправление; -осуществление контроли за внешним видом учащихся (сменная обувь, единая школьная форма); — ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, планирование работы классного руководителя, проверка дневников обучающихся и др.)
3.3. Коммуникативные:
— регулирование межличностных отношений между обучающимися; — установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися; — содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса; — оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.
3.4. Аналитические;
3.5.Контрольные:
— контроль за успеваемостью каждого обучающегося; — контроль за посещаемостью учебных занятий обучающихся.
4. ФОРМЫ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Классный руководитель является организатором разнообразных видов жизнедеятельности детей:
4.1. Познавательной, которая расширяет кругозор школьников, приобщает их к чтению, развивает любознательность, формирует потребность в образовании, способствует интеллектуальному развитию и овладению научными знаниями.
4.2. Трудовой, направленной на создание, сохранение, приумножение материальных ценностей в виде самообслуживающего, общественно полезного и производительного труда, сочетающего бескорыстную и оплачиваемую работу и тем самым формирующего уважительное отношение к материальным ценностям как средству существования человека.
4.3. Художественной, развивающей чувственные мироощущения, потребность в прекрасном, способность к художественному мышлению и тонким эмоциональным отношениям и стимулирующей художественную самодеятельность школьника
4.4. Спортивной, культивирующей здоровый образ жизни, формирующей силу, выносливость, пластичность и красоту человеческого тела.
4.5. Общественной, содействующей социализации школьника, приобщающей его к активному преобразованию действительности.
4.6. Ценностно-ориентированной, направленной на рациональное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей мира, на осознание личностной причастности к миру во всех его проявлениях.
4.7. Свободного общения, осуществляемого как досуг школьников, когда их общение освобождено от предметной цели и когда содержанием и целью их деятельности является общение с «другим человеком» как ценностью.
4.8. В работе с конкретным коллективом учащихся классный руководитель изменяет содержание и соотношение видов деятельности школьников в зависимости от их возраста и уровня воспитанности. Он учитывает также особенности социальной обстановки в стране и конкретные условия школы, класса.
4.9. Классный руководитель должен владеть палитрой форм организуемой деятельности. Необходимо отметить, что количество форм коллективной, группой и индивидуальной деятельности учащихся безгранично. Классный руководитель должен обладать методическим запасом образованных, распространенных в практике школьного воспитания и наиболее популярных форм работы со школьниками, особенно дискуссионных, игровых, состязательных творческих и др.
5. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
5.1. Классный руководитель принимает во внимание уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфику семейных обстоятельств.
5.2. для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка классный руководитель осуществляет взаимодействие всех участников образовательного процесса.
5.3. В процессе своей деятельности классный руководитель взаимодействует с учителями-предметниками, представляет интересы своих родителей обучающихся (законных представителей), вовлекает обучающихся во внеклассную работу, дополнительное образование.
5.4. Совместно с педагогом-психологом, социальным педагогом классный руководитель изучает индивидуальные особенности обучающихся, процесс их адаптации в микросоциуме (классном коллективе), координирует связь педагога-психолога, социального педагога с родителями (законными представителями), анализирует развитие коллектива класса, определяет творческие, интеллектуальные, познавательные возможности детей.
5.5. Классный руководитель сотрудничает с педагогами
дополнительного образования, педагогами-организаторами, способствует включению школьников в различные творческие объединения по интересам.внеклассную, внешкольную каникулярную работу.
5.6. Классный руководитель взаимодействует с социальным педагогом, организует социально значимую деятельность обучающихся, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, социальных проектов.
5.7. В своей работе классный руководитель постоянно заботится о здоровье детей, способствует формированию отношения к нравственным идеалам, этическим нормам поведения.
5.8. Формы работы классного руководителя определяются, исходя из педагогической ситуации, сложившейся в школе и данном классе, традиционного опыта воспитания; степень педагогического воздействия — уровнем развития личности обучающегося, сформированностью классного коллектива.
5.9. Особое место в деятельности классного руководителя занимает классный час как форма непосредственного общения педагога с детьми, в ходе которого могут решаться моральные, нравственные и другие проблемы. Классный час проводится не реже 1 раза в неделю.
5.10. Классный руководитель играет ведущую роль во взаимодействии образовательного учреждения и родителей (законных представителей), организует консультационную работу с родителями по различным вопросам воспитания, обучения, соблюдения прав обучающихся.
5.11. Классный руководитель проводит родительские собрания.
Родительское собрание проводится не реже 1 раза в четверть.
5. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
6.1. Основнымигруппами критериев оценки функций классного руководителя являются деятельность и результативность.
6.2. Критерии деятельности позволяют оценить реализацию управленческих функций классного руководителя (уровень проведения мероприятий, наличие системы воспитательной работы в. классе, взаимодействие всех участников образовательного процесса в данном классе, а также с учебно-вспомогательным персоналом, различными социальными институтами, организация питания).
6.3. Критерии результативности отражают уровень достижения обучающимися в социальном развитии (уровень общей культуры и дисциплины, их гражданской зрелости).
6.4. Основным критерием оценки работы классного руководителя является реальный рост воспитанности, общей культуры учащихся класса. В оценке уровня воспитанности отдельно взятого ребенка классный руководитель ориентируется на идеальную модель всесторонне развитой личности, т.- е. личности, у которой сформированы интеллектуальные, физические, нравственные, эстетические и трудовые качества, наблюдается целостность бытия, сознания и самосознания, сформированы чувства, воля и правильное поведение. Задача классного руководителя — установить меру соответствия реального образа школьника идеальной модели, выражающей цели воспитания.
6.5. Положительно оценивается воспитательный процесс тогда, когда получаемые результаты фиксируют повышение уровня воспитанности к выпускному классу, а общий результат много выше показателей младших и подростковых классов. Определённым критерием является и уровень зрелости классного коллектива, а также активная позиция классного руководителя в жизни школы.
6.6. Примерные критерии оценки профессионального уровня классного руководителя содержат следующие направления:
— деятельность классного руководителя по организации воспитательной работы с учащимися;
— совместная деятельность классного руководителя с учителями, работающими в классе;
взаимодействие классного руководителя с родителями и общественностью по воспитанию учащихся.