1. Общие положения

1.     Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации  «Об образовании» п. 2.7 ст. 32., письмом МОН Краснодарского края от 27.09.2012 г. № 47-14802/12-14.

2.     Рабочая программа по учебному предмету – это локальный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения  учебного предмета, требования к результатам освоения основной образовательной программы общего образования обучающимися (выпускниками)  в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в условиях конкретного образовательного учреждения.

3.     Рабочая программа, как  компонент основной образовательной программы образовательного учреждения, является средством фиксации содержания образования, планируемых результатов, системы оценки на уровне учебных предметов, предусмотренных учебным планом образовательного учреждения.

4.        Рабочая программа выполняет следующие функции:

—       является обязательной нормой выполнения учебного плана в полном объеме;

—       определяет содержание образования по учебному предмету на базовом и повышенном уровнях;

—       обеспечивает преемственность содержания образования по учебному предмету;

—       реализует принцип интегративного подхода в содержании образования;

—       включает модули регионального предметного содержания; 

—       создает условия для реализации системно-деятельностного подхода;

—       обеспечивает достижение планируемых результатов каждым обучающимся.

2. Разработка рабочей программы

1.    Рабочая программа составляется на один учебный год или на ступень обучения (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование).

2.     Рабочая программа учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) разрабатывается группой учителей или учителем индивидуально в соответствии  с требованиями ФГОС и спецификой класса.

3.     Рабочая программа является обязательным документом  для административного контроля степени освоения содержания учебного предмета обучающимися и достижения ими планируемых результатов на базовом и повышенном уровнях.

4.    Рабочая программа учителя разрабатывается на основе:

—     примерной образовательной программы по учебному предмету;

—     учебно-методического комплекса (далее – УМК);

—     основной образовательной программы школы;

—     требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

5.       Разработка и утверждение рабочих программ относится к компетенции образовательного учреждения и реализуется им самостоятельно.

6.       Рабочая программа  разрабатывается учителем (группой учителей, специалистов по данному предмету).

7.       Рабочие программы составляются на ступень обучения (начальное общее образование и т.д.).

8.       При составлении, согласовании и утверждении рабочей программы должно быть обеспечено ее соответствие следующим документам:

—       федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования;

—       требованиям к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;

—       программе формирования универсальных учебных действий;

—       основной образовательной программе начального общего образования;

—       примерной программе дисциплины, утвержденной Министерством образования и науки РФ (или авторской программе, прошедшей экспертизу и апробацию);

—       федеральному перечню  учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования; 

—        базисному учебному плану общеобразовательных учреждений;  

—       требованиям к оснащению образовательного процесса.

9.       Рабочая программа учебного предмета может быть единой для всех работающих в данной школе учителей или индивидуальной.

10.   Рабочая программа учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) является основой для создания учителем календарно-тематического планирования учебного курса на каждый учебный год.

11.   Если в примерной  или авторской программе не указано распределение часов по разделам и темам, а указано только общее количество часов, учитель в рабочей программе распределяет часы по разделам и темам самостоятельно, ориентируясь на используемые учебно-методические комплексы и индивидуальные особенности обучающихся.

3. Структура   рабочей программы

1. Структура рабочей программы определяется образовательным учреждением на основе рекомендаций по разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) с учетом следующего:

—    структура рабочей программы  может соответствовать структуре примерной образовательной программы по учебному предмету;

—    рабочая программа, разработанная в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта и представленная учебно-методическими комплексами, может использоваться без изменений;

—    образовательное учреждение вправе самостоятельно определить структуру рабочей программы учителя для всех работников школы        (в соответствии с нормативными документами);

—    образовательное учреждение в локальном акте может предоставить право учителю определиться со структурой рабочей программы             (в соответствии с нормативными документами.

2. Структура рабочей программы на основе требований федерального государственного образовательного стандарта должна иметь обязательные компоненты:

         2.1. Титульный лист (образец титульного листа в приложении 2).

2.2. Пояснительная записка, в которой конкретизируются:

—    нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа;

—    общие цели образования с учетом специфики учебного предмета, курса;

—    общая характеристика учебного предмета, курса;

—    описание места учебного предмета, курса в учебном плане,

—    роль учебного курса, предмета  в достижении обучающимися планируемых результатов  освоения основной образовательной программы школы;

—    информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа в соответствии с учебным планом.

2.3. Содержание учебного предмета, курса включает:

—    наименование разделов учебной программы и характеристика основных содержательных линий,

—    планируемые результаты: личностные, метапредметные и предметные, на базовом и повышенном уровнях к каждому разделу учебной программы,

—    система оценки планируемых результатов, выраженная в формах и видах контроля, в определении контрольно-измерительных материалов, в показателях уровня успешности учащихся («хорошо/отлично», рейтинг, портфолио и др.); особенности оценки индивидуального проекта и индивидуальныхдостижений обучающихся,

—    перечень лабораторных и практических работ, экскурсий,

—    направления проектной деятельности обучающихся,

—    использование резерва учебного времени;

2.4. Календарно-тематическое планирование (далее – КТП) с определением основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий), образец КТП в приложении 3:

—    дата проведения урока;

—    раздел учебной программы по предмету;

—    тема урока; темы контрольных, практических, лабораторных работ;

—    количество часов, отведенных на освоение программного материала;

—    основные виды учебной деятельности (универсальные учебные действия, далее – УУД);

2.5. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса:

—  печатные пособия;

—  экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде);

—  технические средства обучения (средства ИКТ);

—  цифровые образовательные ресурсы;

—  учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование;

—  натуральные объекты;

—  демонстрационные пособия;

—  музыкальные инструменты;

—  натуральный фонд.

          3. Структура рабочей программы предусматривает:

—    увеличение количества часов учебных занятий практико-ориентированной направленности;

—    определение логической последовательности освоения программного содержания в ходе реализации образовательного процесса;

—    моделирование программного содержания на основе современных образовательных технологий;

—    механизмы достижения планируемых результатов освоения учебной программы.

4.Порядок рассмотрения  и утверждения рабочей программы

1. Рабочая программа рассматривается в соответствии  с Положением о рабочей программе на заседании методического объединения учителей на предмет ее соответствия требованиям федерального государственного образовательного стандарта. Решение методического объединения учителей «рекомендовать рабочую программу к утверждению» отражается в протоколе заседания, а на последней странице рабочей программы (внизу слева) ставится гриф согласования: СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения  учителей от ________ №__, подпись руководителя МО школы, расшифровка подписи.

2. Затем рабочая программа анализируется заместителем директора по учебно-воспитательной работе на предмет соответствия программы учебному плану общеобразовательного учреждения и требованиям федерального государственного образовательного стандарта, а также проверяется наличие в федеральном перечне на данный учебный год учебника, предполагаемого для использования. На последней странице рабочей программы (внизу справа) ставится гриф согласования: СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР (подпись) Расшифровка подписи. Дата. 

3. После согласования рабочую программу утверждает педагогический совет, председатель педагогического совета ставит гриф утверждения на титульном листе.

При изменении структуры рабочей программы необходимо провести дополнительно рецензирование на муниципальном и региональном уровнях.

На муниципальном уровне рецензирование проводится методическим советом района.

Региональное рецензирование осуществляется по заявке общеобразовательного учреждения для программ по специально разработанным учебным курсам, обеспечивающим интересы и потребности участников образовательного процесса, (часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса), – на предметных кафедрах Краснодарского краевого института дополнительного профессионального педагогического образования.

4. Рабочая программа утверждается ежегодно до 1 сентября приказом директора образовательного учреждения.

5. Все изменения, дополнения, вносимые педагогом в рабочую программу в течение учебного года, должны быть согласованы с администрацией образовательного учреждения.

6. Утвержденные рабочие программы предметов учебного плана  являются составной частью основной образовательной программы школы, входят в обязательную нормативную локальную документацию образовательного учреждения и представляются органам управления образованием регионального и муниципального уровней, органам контроля и надзора в сфере образования, педагогическому коллективу, родительской общественности.

7. Администрация образовательного учреждения осуществляет контроль реализации рабочих программ в соответствии с планом внутришкольной работы.

8. Образовательное учреждение несет ответственность на основании     п. 3 ст. 32 ФЗ «Об образовании» за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса.

       Приложение 1

Образец титульного листа

_________________________________________________________

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

__________________________________________________________

(полное наименование образовательного учреждения)

УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета

от __ августа 20__ года протокол № 1

Председатель _______     _________

                подпись руководителя ОУ            Ф.И.О.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

По    _____________________________________________________________

(указать предмет, курс, модуль)

Ступень обучения (класс) ____________________________________________     

                     (начальное общее, основное общее образование    с указанием классов)

Количество часов _________              

Учитель    _________________________________________________________

Программа разработана на основе __________________________________________________________________

(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)

 Образец последней страницы рабочей программы
   СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей математики СОШ № 2от ___________ 20__  года № 1___________         _________     подпись руководителя МО            Ф.И.О.     СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР_______________     ______                         подпись                             Ф.И.О.______________ 20__  года

 Приложение2

Образец титульного листа

  СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР_______________     ______           подпись                              Ф.И.О._____________ 20__  года 

__________________________________________________________

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

__________________________________________________________

(наименование образовательного учреждения)

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ

по _____________________________________________________

(указать предмет, курс, модуль)

Класс    ______________________________________________________________________

Учитель ______________________________________________________________________

Количество часов: всего ___________ часов; в неделю ___________ часов;

Планирование составлено на основе рабочей программы

________________________________________________________________________

(указать ФИО учителя, реквизиты утверждения рабочей программы с датой)

Календарно-тематическое планирование (далее — КТП) составляет учитель на основе рабочей программы учебного предмета.

КТП может быть оформлено в соответствии с прилагаемым образцом,  плановые даты проведения уроков проставляются на весь учебный год.

В КТП возможно указывать требования к уровню подготовки обучающихся (результат), вид контроля (измерители), дополнительную литературу, основные виды учебной деятельности (УУД).

    Классный журнал заполняется в соответствии с КТП.

НомерУрока Содержание(разделы, темы)КоличествочасовДаты проведенияОборудование урокаОсновные виды учебной деятельности (УУД)
планфакт
  Указать номеруроканапротивтем, которыебудут на нём изучатьсяУказать разделУказать общее количество часов   Возможно указывать неделю, когда будет изучаться данная тема   Указать печатные пособия,экранно-звуковые пособия, технические средства обучения, цифровые образовательные ресурсы, учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование, демонстрационные пособия и др. оборудование, используемое для обучения на данном уроке. 
Указать темы, которые будут изучаться при раскрытии данного раздела, а также практические и контрольные работыУказать количество часов, отводимое на изучение данной темы, а также на проведение практических и контрольных работКонкретная дата проведения урокаОсновные виды деятельности учащихся(на уровне учебных действий)
ИТОГО:_____ час.  __к/р, __л/р, ___ пр/р